АЗБУКА ПЕШЕХОДНЫХ НАУК
Программа по правилам дорожного движения для 1-4 класса.
Пояснительная записка
Основанием для проведения занятий по ПДД является исполнение Закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения». Основная задача Закона – сохранение жизни, здоровья граждан путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий. Данный Закон не только устанавливает обязанности и права граждан по обеспечению безопасности движения, но и предусматривает процесс обязательного обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах. Чем раньше и чем больше дети узнают о дорожном движении, о том, что и как обеспечивает его безопасность, тем больше гарантия того, что участие в нём будет осознанным. Для этого важно приобщить обучающихся начальных классов к среде обитания современного человека, помогать сознательно определять своё место в этой среде, а также изучить существующие правила поведения пешехода как одного из участников дорожного движения. Такое изучение возможно только на основе систематического изучения правил, осознанного усвоения, постоянного наращивания количества изученного материала в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.
Задачами изучения ПДД и безопасного поведения детей на дорогах являются:
-формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям младшего школьного возраста безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
-формирование культуры поведения в общественном транспорте;
-формирование мотивационно-поведенческой культуры ребёнка как основы безопасности в условиях общения с дорогой.
Предлагаемая программа построена на нарастании объёма изучаемого материала – увеличение количества усвоенных терминов, дорожных знаков, разметок, конструкций на дороге и т.д. отдельные темы, включённые в программу, содержат теоретическую и практическую части.
В теоретическую часть включены необходимые сведения по ПДД на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах – в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или с особенностью инфраструктуры населённого пункта и микрорайона.
Практическая часть включает работу обучающихся с дидактическими материалами по заданной теме, экскурсии, прогулки по улицам и дорогам микрорайона, в местах массового отдыха детей, а также сюжетно-ролевые игры с использованием имитационных и дидактических материалов, изготовленных учащимися в процессе внеурочной деятельности.
Обучающиеся имеют отдельную рабочую тетрадь по предмету, в которой они работают на уроке и дома: зарисовывают знаки и разметку, виды пешеходных переходов, записывают конкретные правила и т.д. К подготовке и проведению тематических занятий привлекаются родители обучающихся, водители-профессионалы, сотрудники автотранспортных предприятий, занимающиеся безопасностью дорожного движения, а также сотрудников ГИБДД.
Планируемые результаты усвоения учебного предмета
Достигнутый уровень усвоения информации определяется не только системой опроса обучающихся, но и по их реальному поведению на дороге, а также при самостоятельном разборе различных дорожных ситуаций.
В процессе изучения программы у обучающихся будут сформированы:
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;
-установка на здоровый образ жизни;
-способность к самооценке
Регулятивные УУД:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её осуществления;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-устанавливать причинно-следственные связи
Познавательные УУД:
-осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
-ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;
-отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в разных источниках;
-подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план;
-наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД:
-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
-читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
-выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
-не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций
Предметные УУД:
Обучающиеся должны знать
-название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
-дорожную разметку на проезжей части ив местах остановок маршрутных транспортных средств;
-условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых пунктах и вне населённых пунктов (загородных дорогах);
-опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или городе в целом;
-значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
-виды автомашин специального назначения и особенность их движения;
-положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников дорожного движения;
-виды перекрёстков;
-значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые, рукой;
-наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;
Обучающиеся должны уметь
-выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;
-определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;
-пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;
-выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств;
-выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.
Формы контроля уровня достижений планируемых результатов, критерии оценивания
-участие в выставках, конкурсах, соревнованиях
-активность в проектах и программах внеурочной деятельности
-творческий отчет- портфолио
-анализ психолого-педагогических исследований
Оценка творческих проектов должна осуществляться по следующим критериям:
-пояснительная записка: общее оформление, технология изготовления изделия (эскиз изделия и его описание, выбор материалов, оборудования, инструментов, приспособлений и правила техники безопасности работы с ними, краткая последовательность изготовления изделия);
-изделие: оригинальность, качество, практическая значимость;
-защита проекта: четкость, ясность и убедительность изложения, глубина знаний, ответы на вопросы.
Выполненные в процессе изучения курса творческие работы, проекты помещаются в портфолио.
Организация внеурочной деятельности учащихся
Систематические занятия по ПДД дополняются внеурочной деятельностью:
1 раз в неделю.
1 класс.
Месяц | Тема | Задачи |
сентябрь | -Азбука дорожного движения. -Дорога в школу и домой |
-Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды -Учить выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой |
октябрь | Кого называют пешеходом, водителем? Что такое транспорт? | -Развивать умения оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров, как правильные, безопасные и неправильные — опасные. -Познакомить учащихся с правилами поведения в общественном транспорте. |
ноябрь | Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах? | -Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды -Провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах |
декабрь | Светофор | -Дать первоклассникам новое понятие «Светофор». -Объяснить его сигналы и научить различать сигналы светофора для водителей и пешеходов. |
январь | Правила поведения на обочине, тротуаре, пешеходной дорожке |
-Сформировать у учащихся представление о значении терминов «тротуар», «пешеходная дорожка» и «обочина». -Обучать детей правилам дисциплинированного поведения на улице. |
февраль | Что такое проезжая часть дороги? |
-Познакомить обучающихся с новым термином «проезжая часть дороги». -Повторить правила поведения на тротуаре и обочине. |
март | Пешеходный переход | -Повторить знания о проезжей части и правилах движения на тротуаре, пешеходной дорожке и обочине. -Сформировать представление о пешеходном переходе |
апрель | Что означают дорожные знаки? | -Познакомить уч-ся со значением дорожных знаков для пешеходов, научить понимать и схематичное изображение для правильной ориентации на дороге |
май | Я – пешеход (экскурсия) | -Показать уч-ся опасные места вокруг школы. -Научить первоклассников видеть движение машин, концентрировать внимание на них |
2 класс.
Месяц | Тема | Задачи |
сентябрь | Почему дети попадают в дорожные аварии | -Расширить представления детей о дорожной среде. -Развивать целостность восприятия, чувство предвидения опасности, наблюдательность, дисциплинированность, умения и навыки безопасного поведения. |
октябрь | История появления автомобиля и Правил дорожного движения | -Развивать интерес к технике, ознакомить с историей появления автомобиля и Правил дорожного движения. -Воспитывать дисциплинированность и ответственное отношение к соблюдению изложенным в ПДД обязанностям пешеходов и пассажиров. |
ноябрь | Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС | -Познакомить учащихся с расшифровкой аббревиатур ГИБДД и ДПС. -Разъяснить значимость работы инспектора в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья родителей, пешеходов и пассажиров. |
декабрь | Новое о светофоре | -Познакомить учащихся с историей появления светофора. -Развивать интерес к технике. -Совершенствовать двигательные умения и навыки безопасного поведения на улице. |
январь | Правила безопасного перехода улиц и дорог | -Сформировать у учащихся представление о правостороннем движении транспорта, возможных опасностях и неожиданностях на улицах и дорогах. -Научить правильно ориентироваться в дорожных ситуациях. -Развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения. -Воспитывать дисциплинированность, ответственность и культуру поведения. |
февраль | Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках. | — Познакомить учащихся с новыми понятиями «двустороннее» и «одностороннее» движение транспорта. -Расширить словарный запас по дорожной лексике. -Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды. |
март | Правила перехода перекрестка | — Формировать у учащихся представление о перекрестке. Развивать осмысление, понимание и осознание опасности перекрестка как места, где пересекаются дороги и транспорт движется в разных направлениях. -Научить безопасному поведению на перекрестке. |
апрель | Мы-пассажиры | — Воспитывать у учащихся дисциплинированность, вежливость и уважительное отношение к пассажирам, а также культуру поведения в транспорте. |
май | «Я – пешеход и пассажир»
(экскурсия) |
— Закрепить полученные учащимися знания. -Расширить словарный запас по дорожной лексике. -Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды. |
3 класс
Месяц | Тема | Задачи |
сентябрь | Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах | — Сформировать у учащихся осознанное представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. -Развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения. -Воспитывать дисциплинированность, ответственность и культуру поведения. |
октябрь | Новое о светофоре и дорожных знаках | -Расширить знания о светофоре и дорожных знаках. -Развивать понимание, осмысление и осознание безопасных действий в опасных ситуациях. |
ноябрь | Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта. | — Повторить материал о перекрестке за курс 2-ого класса, -Сформировать представление об опасных поворотах транспорта. -Учить ориентироваться в опасных ситуациях. -Отработать в игровой форме навыки безопасного поведения на перекрестке. -Воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность и дисциплинированность. |
декабрь | Правила перехода проезжей части дороги | — Формировать у учащихся умения и навыки безопасных действий при переходе проезжей части дороги. -Воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность и дисциплинированность. |
январь | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | — -Формировать чувство опасности при переходе проезжей части дороги перед близко идущим транспортом. Объяснить, остановочный и тормозной путь автомобиля. -Расширить словарный запас по дорожной лексике. |
февраль | Правила перехода железной дороги. | -Сформировать у учащихся представления об опасности на железной дороге. -Развивать целостность восприятия окружающей среды. -Дать понятие об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей |
март | Правила езды на велосипеде | — Учить предвидеть опасность приезде на велосипеде. -Обучать правилам обращения с велосипедом для безопасности окружающих. |
апрель | Правила поведения в транспорте. | — Воспитывать культуру поведения учащихся в общественном транспорте. -Научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на посадочных площадках. |
май | «Я-пешеход»
(экскурсия) |
— Закрепить полученные учащимися знания. -Расширить словарный запас по дорожной лексике. -Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды. |
4 класс
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Мой друг – велосипед -История появления велосипеда. -Правила движения на велосипеде. |
-Учить предвидеть опасность приезде на велосипеде. -Обучать правилам обращения с велосипедом для безопасности окружающих. |
Октябрь | Создание буклета «Юный велосипедист, запомни!». -От велосипеда к мопеду и мотоциклу. |
— Учить предвидеть опасность приезде на велосипеде. Обучать правилам обращения с велосипедом для безопасности окружающих. |
Ноябрь | Современный транспорт. Виды транспорта. |
— Закрепить полученные учащимися знания. -Расширить словарный запас по дорожной лексике. -Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды. |
Декабрь | Значение номерных знаков -Правила поведения в транспорте. Мероприятие «Я пассажир». -Железная дорога. |
— Закрепить полученные учащимися знания. -Расширить словарный запас по дорожной лексике. -Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды. |
Январь | Что такое ДТП? Причины возникновения ДТП |
— Сформировать у учащихся осознанное представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. -Развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения. -Воспитывать дисциплинированность, ответственность и культуру поведения. |
Февраль | Создание буклета «Помни, пешеход!» | — Сформировать у учащихся осознанное представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. -Развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения. Воспитывать дисциплинированность, ответственность и культуру поведения. |
Март | В стране дорожных знаков -История возникновения дорожных знаков |
-Расширить знания о светофоре и дорожных знаках. -Развивать понимание, осмысление и осознание безопасных действий в опасных ситуациях. |
Апрель | Дорожные знаки и их группы Мероприятие: «Я знаток дорожных знаков» |
-Расширить знания о светофоре и дорожных знаках. -Развивать понимание, осмысление и осознание безопасных действий в опасных ситуациях. |
Май | ГИБДД и ДПС Государственная инспекция безопасности дорожного движения Дорожно-патрульная служба Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. |
-Закрепить полученные учащимися знания. -Расширить словарный запас по дорожной лексике. Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды. |