АЗБУКА ПЕШЕХОДНЫХ НАУК

Программа по правилам дорожного движения для 1-4 класса.
Пояснительная записка
Основанием для проведения занятий по ПДД является исполнение Закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения». Основная задача Закона – сохранение жизни, здоровья граждан путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий. Данный Закон не только устанавливает обязанности и права граждан по обеспечению безопасности движения, но и предусматривает процесс обязательного обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах. Чем раньше и чем больше дети узнают о дорожном движении, о том, что и как обеспечивает его безопасность, тем больше гарантия того, что участие в нём будет осознанным. Для этого важно приобщить обучающихся начальных классов к среде обитания современного человека, помогать сознательно определять своё место в этой среде, а также изучить существующие правила поведения пешехода как одного из участников дорожного движения. Такое изучение возможно только на основе систематического изучения правил, осознанного усвоения, постоянного наращивания количества изученного материала в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.
Задачами изучения ПДД и безопасного поведения детей на дорогах являются:
-формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям младшего школьного возраста безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
-формирование культуры поведения в общественном транспорте;
-формирование мотивационно-поведенческой культуры ребёнка как основы безопасности в условиях общения с дорогой.
Предлагаемая программа построена на нарастании объёма изучаемого материала – увеличение количества усвоенных терминов, дорожных знаков, разметок, конструкций на дороге и т.д. отдельные темы, включённые в программу, содержат теоретическую и практическую части.
В теоретическую часть включены необходимые сведения по ПДД на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах – в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или с особенностью инфраструктуры населённого пункта и микрорайона.
Практическая часть включает работу обучающихся с дидактическими материалами по заданной теме, экскурсии, прогулки по улицам и дорогам микрорайона, в местах массового отдыха детей, а также сюжетно-ролевые игры с использованием имитационных и дидактических материалов, изготовленных учащимися в процессе внеурочной деятельности.
Обучающиеся имеют отдельную рабочую тетрадь по предмету, в которой они работают на уроке и дома: зарисовывают знаки и разметку, виды пешеходных переходов, записывают конкретные правила и т.д. К подготовке и проведению тематических занятий привлекаются родители обучающихся, водители-профессионалы, сотрудники автотранспортных предприятий, занимающиеся безопасностью дорожного движения, а также сотрудников ГИБДД.
Планируемые результаты усвоения учебного предмета
Достигнутый уровень усвоения информации определяется не только системой опроса обучающихся, но и по их реальному поведению на дороге, а также при самостоятельном разборе различных дорожных ситуаций.
В процессе изучения программы у обучающихся   будут сформированы:
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;
-установка на здоровый образ жизни;
-способность к самооценке
Регулятивные УУД:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её осуществления;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-устанавливать причинно-следственные связи
Познавательные УУД:
-осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
-ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;
-отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в разных источниках;
-подробно пересказывать прочитанное или прослушанное,  составлять простой план;
-наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы
Коммуникативные УУД:
-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
-читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
-выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
-не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций
Предметные УУД:
Обучающиеся должны знать
-название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
-дорожную разметку на проезжей части ив местах остановок маршрутных транспортных средств;
-условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых пунктах и вне населённых пунктов (загородных дорогах);
-опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или городе в целом;
-значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
-виды автомашин специального назначения и особенность их движения;
-положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников дорожного движения;
-виды перекрёстков;
-значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые, рукой;
-наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;
Обучающиеся должны уметь
-выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;
-определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;
-пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;
-выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств;
-выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.
Формы контроля уровня достижений планируемых результатов, критерии оценивания
-участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях
-активность в проектах и программах внеурочной деятельности
-творческий отчет- портфолио
-анализ психолого-педагогических исследований
Оценка творческих проектов должна осуществляться по следующим критериям:
-пояснительная записка: общее оформление, технология изготовления изделия (эскиз изделия и его описание, выбор материалов, оборудования, инструментов, приспособлений и  правила техники безопасности работы с ними, краткая последовательность изготовления изделия);
-изделие: оригинальность, качество, практическая значимость;
-защита проекта: четкость, ясность и убедительность изложения, глубина знаний, ответы на вопросы.
Выполненные в процессе изучения курса творческие работы, проекты помещаются в портфолио.
Организация внеурочной деятельности учащихся
Систематические занятия по ПДД дополняются внеурочной деятельностью:
1 раз в неделю.
1 класс.

Месяц Тема Задачи
сентябрь -Азбука дорожного движения.
-Дорога в школу и домой
-Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды
-Учить выбирать наиболее безопасный путь в  школу и домой
октябрь Кого называют пешеходом, водителем? Что такое транспорт? -Развивать умения оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров, как правильные, безопасные и неправильные —  опасные.
-Познакомить учащихся с правилами поведения в общественном транспорте.
ноябрь Какие опасности подстерегают        нас на улицах и дорогах? -Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды
-Провести анализ  типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах
декабрь Светофор -Дать первоклассникам новое понятие «Светофор».
-Объяснить его сигналы и научить различать сигналы светофора для водителей и пешеходов.
январь Правила поведения на
обочине, тротуаре,
пешеходной
дорожке
-Сформировать у учащихся представление о значении терминов «тротуар», «пешеходная дорожка» и «обочина».
-Обучать детей правилам дисциплинированного поведения на улице.
февраль Что такое проезжая
часть дороги?
-Познакомить обучающихся с новым термином «проезжая часть дороги».
-Повторить правила поведения на тротуаре и обочине.
март Пешеходный переход -Повторить знания о проезжей части  и правилах движения на тротуаре, пешеходной дорожке и обочине.
-Сформировать представление о пешеходном переходе
апрель Что означают дорожные знаки? -Познакомить уч-ся со значением дорожных знаков для пешеходов, научить понимать и
схематичное изображение для правильной
ориентации на дороге
май Я –   пешеход (экскурсия) -Показать уч-ся опасные места вокруг школы.
-Научить      первоклассников видеть движение
машин, концентрировать внимание на них

2 класс.

Месяц Тема Задачи
сентябрь Почему дети попадают в  дорожные аварии -Расширить представления детей о дорожной среде.
-Развивать целостность восприятия, чувство предвидения опасности, наблюдательность,
дисциплинированность, умения и навыки безопасного поведения.
октябрь История появления автомобиля и Правил дорожного движения -Развивать интерес к технике, ознакомить с историей появления автомобиля и Правил дорожного движения.
-Воспитывать дисциплинированность и ответственное отношение к соблюдению изложенным в ПДД обязанностям пешеходов и пассажиров.
ноябрь Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС -Познакомить учащихся с расшифровкой аббревиатур ГИБДД и ДПС.
-Разъяснить значимость работы инспектора в обеспечении  порядка и безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья родителей, пешеходов и пассажиров.
декабрь Новое о светофоре -Познакомить учащихся с историей появления светофора.
-Развивать интерес к технике.
-Совершенствовать двигательные умения и навыки безопасного поведения на улице.
январь Правила безопасного перехода улиц и дорог -Сформировать у учащихся представление о правостороннем движении транспорта, возможных опасностях и неожиданностях на улицах и дорогах.
-Научить правильно ориентироваться в дорожных ситуациях.
-Развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения.
-Воспитывать дисциплинированность, ответственность и культуру поведения.
февраль Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках. — Познакомить учащихся с новыми понятиями «двустороннее» и «одностороннее» движение транспорта.
-Расширить словарный запас по дорожной лексике.
-Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды.
март Правила перехода перекрестка — Формировать у учащихся представление  о перекрестке.
Развивать  осмысление, понимание и осознание опасности  перекрестка как места, где пересекаются дороги и транспорт движется в разных направлениях.
-Научить безопасному поведению на перекрестке.
апрель Мы-пассажиры — Воспитывать у учащихся дисциплинированность, вежливость и  уважительное отношение к пассажирам, а также культуру поведения в транспорте.
май «Я – пешеход и пассажир»

(экскурсия)

— Закрепить полученные учащимися  знания.
-Расширить словарный запас по дорожной лексике.
-Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды.

3 класс

Месяц Тема Задачи
сентябрь Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах — Сформировать у учащихся осознанное представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.
-Развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения.
-Воспитывать дисциплинированность, ответственность и культуру поведения.
октябрь Новое о светофоре и дорожных знаках -Расширить знания о светофоре и дорожных знаках.
-Развивать понимание, осмысление и осознание безопасных действий в опасных ситуациях.
ноябрь Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта. — Повторить материал о перекрестке за курс 2-ого класса,
-Сформировать представление об опасных поворотах транспорта.
-Учить ориентироваться в опасных ситуациях.
-Отработать в игровой форме навыки безопасного поведения на перекрестке.
-Воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность и дисциплинированность.
декабрь Правила перехода проезжей части дороги — Формировать у учащихся умения и навыки безопасных действий  при переходе проезжей части дороги.
-Воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность и дисциплинированность.
январь Остановочный и тормозной путь автомобиля. — -Формировать чувство опасности при переходе  проезжей части дороги перед близко идущим транспортом.
Объяснить, остановочный и тормозной путь автомобиля.
-Расширить словарный запас по дорожной лексике.
февраль Правила перехода железной дороги. -Сформировать у учащихся представления об опасности на железной дороге.
-Развивать целостность восприятия окружающей среды.
-Дать понятие об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей
март Правила езды на велосипеде — Учить предвидеть  опасность приезде на велосипеде.
-Обучать правилам обращения с велосипедом для безопасности окружающих.
апрель Правила поведения  в транспорте. — Воспитывать  культуру поведения учащихся в общественном транспорте.
-Научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на посадочных площадках.
май «Я-пешеход»

(экскурсия)

— Закрепить полученные учащимися  знания.
-Расширить словарный запас по дорожной лексике.
-Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды.

4 класс

Месяц Тема Задачи
Сентябрь Мой друг – велосипед
-История появления велосипеда.
-Правила движения на велосипеде.
-Учить предвидеть  опасность приезде на велосипеде.
-Обучать правилам обращения с велосипедом для безопасности окружающих.
Октябрь Создание буклета «Юный велосипедист, запомни!».
-От велосипеда к мопеду и мотоциклу.
— Учить предвидеть  опасность приезде на велосипеде.
Обучать правилам обращения с велосипедом для безопасности окружающих.
Ноябрь Современный
транспорт.
 Виды транспорта.
— Закрепить полученные учащимися  знания.
-Расширить словарный запас по дорожной лексике.
-Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды.
Декабрь Значение номерных знаков
-Правила поведения в транспорте. Мероприятие «Я пассажир».
-Железная дорога.
— Закрепить полученные учащимися  знания.
-Расширить словарный запас по дорожной лексике.
-Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды.
Январь Что такое ДТП?
Причины возникновения ДТП
— Сформировать у учащихся осознанное представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.
-Развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения.
-Воспитывать дисциплинированность, ответственность и культуру поведения.
Февраль Создание буклета «Помни, пешеход!» — Сформировать у учащихся осознанное представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.
-Развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения.
Воспитывать дисциплинированность, ответственность и культуру поведения.
Март В стране дорожных знаков
-История возникновения дорожных знаков
-Расширить знания о светофоре и дорожных знаках.
-Развивать понимание, осмысление и осознание безопасных действий в опасных ситуациях.
Апрель Дорожные знаки и их группы
Мероприятие: «Я знаток дорожных знаков»
-Расширить знания о светофоре и дорожных знаках.
-Развивать понимание, осмысление и осознание безопасных действий в опасных ситуациях.
Май ГИБДД и ДПС
Государственная инспекция безопасности дорожного движения
Дорожно-патрульная служба
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.
-Закрепить полученные учащимися  знания.
-Расширить словарный запас по дорожной лексике.
Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды.