НАШ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
Пояснительная записка
Программа курса «Наш Красноярский край» в рамках внеурочной деятельности, на 4 года.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик младшего школьника любящего свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной. Знакомить с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России; воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.
Цель программы: Ознакомление с родным краем, через различные формы занятий (игра, беседа, проектная деятельность), для установления положительного отношения к родной культуре.
Задачи программы.
Образовательные задачи: формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры; познакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта осваивать многовековое культурное наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.
Воспитательные задачи: развивать гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства; формировать толерантность и толерантное поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона; укреплять семейные связи: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье); формировать экологическую культуру, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, через конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции; создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения; укреплять семейные отношения. В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного школьного образования: принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей; принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития; принцип непрерывного развития каждого ребёнка; принцип культуросообразности; принцип деятельностного подхода. Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность; в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры; в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников. В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7 -10 лет.
Дополнительная образовательная программа «Наш Красноярский край» рассчитана на 4 года.
Обще коллективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие).
Методы и приемы: диалоги; элементы дискуссий; игры-практикумы; проблемные ситуации; сюжетно-ролевые игры; конкурсы, викторины; беседы; коллективно-творческие дела.
Формы проведения: рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов; экскурсия; поездка, поход; практическое занятие, викторина, консультация; проблемная лекция, встречи с участниками исторических событий. Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, рассчитана на учащихся начальной школы с 1-го по 4-й класс, включает четыре раздела, которые повторяются в каждом классе:
Введение: Я и Моя семья; Природа родного края; Мой поселок; Наш Красноярский край.
Занятия проводятся один раз в неделю, указаны формы проведения уроков, домашнее задание для учащихся. Творческое отношение учителя к изучаемому материалу поможет учащимся узнать природу своего края, его богатства, познакомиться с традициями и культурой не только своего народа, но и с культурой других народов, как составной частью мирового культурно – исторического процесса. В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности, занимающихся на свежем воздухе в природной среде. Занимающиеся первый год непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Основной формой занятий первого года является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов. На втором году обучения больше времени и внимания уделяется изучению родного поселка. Привлекаются знания, полученные на уроках, в семье, в результате общения с одноклассниками. Знания и умения совершенствуются с учетом повышения уровня подготовленности учащихся (умение читать, писать). Чаще используется такая форма работы как экскурсия. Объектом изучения третьего и четвёртого годов становится родной край. Но начинается курс, как и прежде, с изучения семьи и родного города. Ребята повторяют уже известный материал и поднимаются на новый уровень знаний.
В начале каждой темы уделяется время на повторение учебного материала прошлого года занятий. Это позволяет проверить глубину знаний, систематизировать их и в какой-то степени углубить.
Каждая тема включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть часто дается в игровой форме. Занятие – игра – методический прием, который дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу. Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является завершение каждой темы итоговым, обобщающим занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы. Эти занятия могут проводиться в форме игры, экскурсии, беседы. Каждый год обучения может быть использован как самостоятельная одногодичная программа. “Родная земля и в горсти мила”– гласит народная пословица. Данный курс даёт возможность полнее использовать социально – культурную среду для изучения природы, истории и культуры своего города и края, его замечательных людей, не ограничиваясь учебным заведением.
Характеристика возраста.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того, чтобы этого не происходило, учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения. Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения, мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим». Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа является в этот период наиболее эффективной. В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха. С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия. В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива-мотив избегания неудачи. Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Ожидаемые результаты реализации программы: Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы). Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений)
Критерии результативности:
Участие в общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы);
Участие в социально-значимых проектах;
Участие в программе «Шаг в будущее»;
Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалях ученических проектов.
Предполагаемые результаты обучения.
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции. Это предполагает: освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования; стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации. Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.
Основное содержание программы. Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям: представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека; знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы обучающему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям; умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода.
Введение
Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение краеведения (изучение и познание окружающего мира).
1. Я и моя семья.
Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
Я, мое имя, его значение. С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). Моя дорога в школу. Наш домашний зоопарк. Мои обязанности по дому. День именинника
2. Природа Красноярского края.
Цель блока: прививать любовь к природе родного края, научить бережному отношению к окружающему миру.
«Природа родного края». Основные породы деревьев парков и окрестных лесов города. Знакомство с «Красной книгой» края. История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные края.
3. Мой район.
Цель блока: воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего малой родины.
История школы. Традиции школы. Название города. Возникновение , время образования, геральдика. Улицы города. Памятники и исторические здания
4. Наш красноярский край.
Цель блока: изучить основные понятия , воспитывать чувство толерантности к различным народам, населяющим родной край, познакомить с традициями и бытом коренных народов.
Понятие о городе как о составной части России. Ознакомление с названием, гербом, флагом, гимном. Пословицы, поговорки, сказки и загадки народов края.
Традиционные занятия.
Тематическое планирование для 1 класса
№ п/п | Тема | Содержание теоретической части | |
1 | Введение. | Цели и задачи курса. | |
2 | Край, где я живу | ||
3 | Что такое семья? | Понятие «семья». | |
4 | Дружная семья | Кроссворд | |
5 | «Дорожите именем своим». Тайны наших имён. | Что такое имя? Разнообразие и значение наших имен. | |
6 | Проект. | Сообщение «Происхождение моего имени» | |
5 | Моя фамилия. | Корни фамилии. | |
6 | Заключительное занятие по теме «Я и моя семья». | Конкурс рисунков «Моя семья» | |
Составление генеалогического древа семьи | |||
7 | Многообразие растительного мира Красноярья. | ||
8 | Животный и растительный мир Красноярья | Создание газеты «Животный мир Красноярья». | |
9 | Красная книга Красноярья | ||
9 | Сезонные изменения в природе | Путешествие в Красноярский зимний лес | |
10 | Игровая программа «В гостях у зимушки — зимы» | Игровая программа | |
11 | Проект | ||
Животные, под охраной закона. | Создание газеты «Красная книга Красноярья» | ||
12 | Травы Красноярья | Разнообразие трав. Создание альбома лекарственных трав | |
13 | Зеленая аптека Красноярья | Проект «Зеленая аптека Красноярья» | |
14 | Посещение городского краеведческого музея | ||
Сочинение — отчет | |||
15 | Начало пути… | История школы. Конкурс рисунков «Мой дом – моя школа» | |
16 | Поселок Красный Яр | Основные вехи развития поселка Красный Яр. История появления | |
17 | Мои земляки – герои и участники Великой Отечественной войны | Творческий отчет «Что мы знаем и помним?» | |
18 | Мои земляки. Создание «Аллеи славы». Проект «Ими гордится Красноярск» | Сочинение – отчет «Герои живут рядом» | |
19 | Край, в котором я живу. Проект | Составление викторины, выставка рисунков «Край, мой любимый | |
20 | Герб, флаг | Знакомство с символами города Красноярска кроссворд | |
21 | «Здравствуй, край …» Литературный вечер | Литературный вечер | |
22 | Сказки народов Севера – кладец мудрости. | Особенности северной сказки. Чему учат сказки Севера. | |
23 | Загадки народов Севера | Чтение и обсуждение сказок. | |
24 | Пословицы и поговорки народов как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта | Особенности загадок | |
Особенности пословиц и поговорок народов севера, непосредственная связь с природой, нравственное начало. Проект | Сбор пословиц и поговорок, оформление буклета «Устное народное творчество народов Красноярья» | ||
25 | Фольклорные праздник (Медвежий праздник) | Медвежий праздник. Вороний праздник | |
26 | Фольклорные праздник (Вороний праздник) | Сюжетно-ролевая игра | |
27 | Быт народов Севера. | Основные занятия. Игры. | |
28 | Одежда народов Севера | Кроссворд, ребусы | |
29 | Как одеваются коренные народы. Проект | Конкурс рисунков | |
30 | Красноярский лес весной | Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес. | |
31 | Что дает нам лес | Создание газеты | |
32 | Обобщающий урок. | ||
33 | Игровая программа «Знаток Красноярска» |
Итого: 33 занятия. К концу первого года обучения обучающиеся должны:
Знать: замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места; героев северных сказок, изменения в природе родного края, происходящие по временам года, основные виды деревьев лесов; 3-5 лекарственных растений; ядовитые растения;
основных обитателей окрестных лесов; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.
Уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить увиденное в рассказе, рисунке.
Тематическое планирование для 2 класса
№ п/п | Тема | Содержание теоретической части | Практическая часть |
1 | Мой дом – Красный Яр | Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, поселок – её часть. | |
2 | «Край, в котором мы живем» | Географическое расположение, климатические особенности | викторина. |
3 | Мир природы «хвойные и лиственные деревья» |
деревья | Кроссворд |
4 | Проект «Хозяева тайги» | Выставка рисунков | |
Проект « Символы, образы края» | Сообщение «о символике края» | ||
5 | Растительный мир округа Красный Яр | Особенности растительного мира поселка | Экскурсия по экологической тропе |
6 | Экскурсия в зал этнографии в краеведческом музее | Рассказ сотрудников музея о жизни и быте народов | Составление генеалогического древа семьи |
7 | Место на карте | ||
8 | Дата основания города проект | Важные даты в истории развития поселка | Составление календаря знаменательных событий |
9 | Иллюстрация гербов городов округа | Гербы и символы | Изготовление с детьми и родителями гербов городов |
10 | «Символика города» | Символы | Выставка рисунков «Каким может быть герб района» |
11 | Социальный мир района | Жители района | Игра «Поиграем в экономику» |
12 | Люди различных национальностей нашего района | Жители района | Выставка «национальный костюм» |
13 | Начало проекта «Я и мой поселок «Водники» | Люди, оказавшие большое значение для поселка | Встреча людьми – первооткрывателями п. Красный Яр |
14 | «Все профессии важны, все профессии нужны». | ||
Проект « Профессии поселка» | Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» | ||
15 | Природный мир. | ||
16 | Искусство в поселке | Развитие традиций искусства | Встреча с людьми искусства |
17 | Что читают красноярцы?! | Красноярская библиотека | Экскурсия в библиотеку |
18 | «Конкурс знатоков родного края» | История, важные даты и вехи поселка | Игра |
19 | Имя в истории. | ||
Проект | |||
История появления названий улиц | |||
20 | Составление альманаха «Где моя улица, где мой дом» | ||
21 | «Я и мой город» | ||
Защита ученических проектов | |||
Проект «Каким я вижу город» | |||
22 | Веб квест | Великая Отечественная война | |
23 | Как это было… | Красный Яр в годы войны | Сочинение «Мой прадедушка герой» |
24 | Мы – помним! | История появления памятника погибшим | Экскурсия к мемориал «Павшим в годы ВОВ» |
25 | Начало пути… | История образования на Красного Яра | Создание газеты о школе |
26 | Школьная жизнь | Традиции нашей школы | экскурсия |
27 | Я – ученик моей школы. | ||
Проект Достижения школы, значение её в жизни учащихся | |||
28 | Природа Красного Яра весной | Погодные условия | Календарь погоды поселка |
29 | «Лекарственные растения нашего поселка» | ||
2ч. | Лекарственные растения, прорастающие на территории нашего поселка | Оформление пособия «Лекарственные растения нашего поселка» | |
30 | Личное портфолио | ||
31 | Городок в любое время года | Природа поселка во все времена года | Создание буклета |
32 | Мой поселок | ||
Конкурс рисунков «Мой поселок родной» | |||
33 | «Знай и люби вою малую Родину» | Итоговое занятие по всем разделам | Конкурс знатоков |
+ 1 ч. Резервного времени. Итого: 34 занятия.
По окончанию второго года обучения обучающиеся должны Знать: Краткие сведения об истории поселка, округа; Основные традиции школы; Различать символику Красноярска; Название близлежащих улиц; Стихи, произведения искусства местных поэтов писателей.
Уметь: Составлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути следования к школе»; Правила безопасности в природе и на улицах поселка; Уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей
.Тематическое планирование для 3 класса
№ п/п | Тема | Содержание теоретической части | Практическая часть |
1 | Красноярский район | История создания района | |
2 | Точка на карте | Месторасположение на карте | Работа с картой |
3 | Вехи истории. | ||
4 | Проект | Основные даты развития Красноярского района | Газета «Дата – событие» |
5 | Символика Красноярского района | Основные символы и гербы поселений Красноярского района | Создание герба района |
6 | Климат | Климатические условия Красноярского района | Создание календаря наблюдений за погодой |
7 | Экскурсия в природу | Растительный мир Красноярского района | |
8 | Звери, обитающие на территории нашего района | Животный мир района | кроссворд |
9 | Викторина | ||
10 | Рыбное богатство | ||
11 | Охрана рыбных богатств | Создание газеты «Рыбное разнообразие Красноярского района» | |
12 | Охраняемые виды живого | Растения, животные Красноярского района, занесенные в Красную книгу | |
13 | Заповедные места | ||
14 | Национальное разнообразие | Многообразие национальностей, проживающих на территории Красноярского района | викторина |
15 | Коренные народы Красноярского края. | Быт коренных народов на территории Красноярского района | |
16 | Нефть – наше богатство | Значение открытия нефти для развития района | викторина |
17 | Все профессии района | Профессии работников Красноярского края | |
18 | Предприятия района | Сочинение «Кем работают мои родители?» | |
19 | Основные предприятия Красноярского района | Конкурс рисунков | |
20 | Что дает наш район округу? | Значение Красноярского района | Сочинение «Чем я помогу, когда вырасту району» |
21 | Богатство талантов | Писатели, художники родного района | Конкурс |
22 | Они создали историю… | ||
23 | Вклад различных людей в историю района | Встреча со знаменитыми людьми района | |
24 | «Эхо войны» | Красноярский район в годы войны | Создание газеты «Аллея славы» |
25 | Памятники Красноярского района | Основные памятники Красноярского района, павшим воинам | Посещение мемориала |
26 | Начало пути… | История появления образования на территории красноярского района | Буклет школы «Школы Красноярского района» |
27 | Святые места…проект | ||
28 | История появления святых мест на территории района | Создание макета. | |
29 | район весной | Экскурсия по тропе природы | |
30 | Памятные места Красноярского района | Памятники, административные места, хранящие историю Красноярского района | Календарь памятных мест |
31 | Мой дом в Красноярского районе | ||
Составление карты поселок на территории Красноярского района | |||
32 | Обобщение | ||
Конкурс знатоков Красноярского района |
+ 2 ч. Резерв. Итого: 34 занятия
По окончанию третьего года обучения обучающиеся должны. Знать: Краткие сведения об истории района; Различать символику Красноярского района; Основные социальные объекты и достопримечательности; Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Уметь: Выказывать точку зрения, умение слушать других; Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Тематическое планирование для 4 класса
№ п/п | Тема | Содержание теоретической части | Практическая часть | |
1 | Мой дом —Красноярск | Расположение Красноярск, описание | Нахождение на карте России | |
2 | Мой адрес -Сибирь | Сочинение « Каким я вижу наш край в будущем» | ||
3 | Облик родной земли | Описание родного края в различных произведениях | Собрание самых красочных произведений о крае. | |
4 | Творческий отчет | |||
5 | Река Енисей – многогранная и незабываемая | Река Енисей. Протяженность основные притоки. | Конкурс рисунков | |
6 | Проект .Река кормилица | Основное «население» Енисея | Составление буклеты | |
7 | Приглашаем в путешествие по реке | Стихи и проза . Мифы и легенды | Сочинение «Батюшка -Енисей» | |
8 | Мой дом на карте России | История заселения Красноярска | Сообщения о первооткрывателях | |
9 | Приключение двуглавого орла | История появления государственного герба | Конкурс рисунков | |
10 | Символ родной земли | Гимн и флаг | ||
11 | Геральдика Красноярска | Наука геральдика. Гербы городов Красноярска. История их появления | Сочинение «Какие события в судьбе города, служат поводом для гордости?» | |
12 | « В некотором царстве в некотором государстве…». | |||
13 | Странные герои веселых северных сказок. Умные сказки. Небылицы | Конкурс иллюстраций к сказкам народов Севера. | Составление книжки собственных сказок. | |
14 | Народная мудрость Красноярска края | Быт и традиции. Основные занятия. | Творческая работа по созданию орудия быта | |
15 | Пословицы и поговорки народов Севера | Пословицы народов Севера. Синонимичные с другими народами | Конкурс сочинений сказок или историй с использованием пословиц или поговорок. | |
16 | Медвежий праздник | Сюжетно – ролевые игры. | ||
17 | Фольклорные праздник (Вороний праздник) | Вороний праздник | ||
18 | Игры народов ханты и манси. | |||
19 | Проект . | |||
20 | Разнообразие хантыйских игр | Составление игр для других классов | ||
21 | Конкурс на считалку для проведения игры | |||
22 | Красноярский лес весной | Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес. | ||
23 | Многообразие растительного мира Красноярска. | Животный и растительный мир Красноярска | ||
24 | Многообразие животного мира Красноярска | Создание газеты «Живой мир Красноярск» | ||
25 | Животный и растительный мир Красноярска | Игровая программа | ||
26 | Красная книга Красноярска | |||
28 | Мой дом. | «История малой Родины» | сочинение | |
29 | Моя Семья | Генеалогическое древо семьи | ||
30 | Обобщение | Конкурс знатоков родного края. Вручение дипломов. | ||
+ 2 ч. Резерв |
Итого: 33 занятия. По окончанию четвертого года обучения обучающиеся должны Знать: Общие сведения об истории поселка, района, округа; Различать символику Красноярского района; Основные социальные объекты и достопримечательности; Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Уметь: Выказывать точку зрения, умение слушать других; Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Этапы педагогического контроля
Целью педагогического контроля является оценка знаний и умений, обучающихся на различных ступенях освоения программы, коррекция программы в соответствии с изменением условий и характера обучения.
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы курса «Край, в котором ты живёшь» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной, духовной жизни своей страны;
формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Метапредметные результаты:
-способность принимать для решения задач умственные операции;
-владение способами организации, планирования различных видов деятельности (поисковой,исследовательской, творческой);
-воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
-соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи;
-анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах. Сравнивать главную мысль реалистических, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;
-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
-создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя;
-описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи;
-высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
-оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей;
-работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Предмет | Содержание учебной дисциплины | Содержание программы «Наш красноярский край» |
Литературное чтение | Устное народное творчество. Подбор пословиц, поговорок.
|
Описание родного края в различных произведениях. |
Окружающий мир | Красноярский лес. Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес.
|
Многообразие животного мира Красноярска. Животный и растительный мир Красноярска Красная книга Красноярского края |
Технология | От замысла к результату. Технологические операции. |
Творческие работы « Мой Красноярск» |
Изобразительное искусство | Мир фантазии | Мир эмоции и чувств. Выставка рисунков « Мой любимый Красноярск» |
Музыка | Выразительность музыкальной интонации. | Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций. |