НАШ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

Пояснительная записка
Программа курса «Наш Красноярский край» в рамках внеурочной деятельности, на 4 года.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик младшего школьника любящего свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной. Знакомить с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России; воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.
Цель программы: Ознакомление с родным краем, через различные формы занятий (игра, беседа, проектная деятельность), для установления положительного отношения к родной культуре.
Задачи программы.
Образовательные задачи: формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры; познакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта осваивать многовековое культурное наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.
Воспитательные задачи: развивать гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства; формировать толерантность и толерантное поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона; укреплять семейные связи: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье); формировать экологическую культуру, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, через конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции; создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения; укреплять семейные отношения. В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного школьного образования: принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей; принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития; принцип непрерывного развития каждого ребёнка; принцип культуросообразности; принцип деятельностного подхода. Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность; в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры; в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников. В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7 -10 лет.
Дополнительная образовательная программа «Наш Красноярский край» рассчитана на 4 года.
Обще коллективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие).
Методы и приемы: диалоги; элементы дискуссий; игры-практикумы; проблемные ситуации; сюжетно-ролевые игры; конкурсы, викторины; беседы; коллективно-творческие дела.
Формы проведения: рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов; экскурсия; поездка, поход; практическое занятие, викторина, консультация; проблемная лекция, встречи с участниками исторических событий. Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, рассчитана на учащихся начальной школы с 1-го по 4-й класс, включает четыре раздела, которые повторяются в каждом классе:
Введение: Я и Моя семья; Природа родного края; Мой поселок; Наш Красноярский край.
Занятия проводятся один раз в неделю, указаны формы проведения уроков, домашнее задание для учащихся. Творческое отношение учителя к изучаемому материалу поможет учащимся узнать природу своего края, его богатства, познакомиться с традициями и культурой не только своего народа, но и с культурой других народов, как составной частью мирового культурно – исторического процесса. В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности, занимающихся на свежем воздухе в природной среде. Занимающиеся первый год непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Основной формой занятий первого года является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов. На втором году обучения больше времени и внимания уделяется изучению родного поселка. Привлекаются знания, полученные на уроках, в семье, в результате общения с одноклассниками. Знания и умения совершенствуются с учетом повышения уровня подготовленности учащихся (умение читать, писать). Чаще используется такая форма работы как экскурсия. Объектом изучения третьего и четвёртого годов становится родной край. Но начинается курс, как и прежде, с изучения семьи и родного города. Ребята повторяют уже известный материал и поднимаются на новый уровень знаний.
В начале каждой темы уделяется время на повторение учебного материала прошлого года занятий. Это позволяет проверить глубину знаний, систематизировать их и в какой-то степени углубить.
Каждая тема включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть часто дается в игровой форме. Занятие – игра – методический прием, который дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу. Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является завершение каждой темы итоговым, обобщающим занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы. Эти занятия могут проводиться в форме игры, экскурсии, беседы. Каждый год обучения может быть использован как самостоятельная одногодичная программа. “Родная земля и в горсти мила”– гласит народная пословица. Данный курс даёт возможность полнее использовать социально – культурную среду для изучения природы, истории и культуры своего города и края, его замечательных людей, не ограничиваясь учебным заведением.
Характеристика возраста.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того, чтобы этого не происходило, учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения. Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения, мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим». Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа является в этот период наиболее эффективной. В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха. С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия. В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива-мотив избегания неудачи. Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Ожидаемые результаты реализации программы: Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы). Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений)
Критерии результативности:
Участие в общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы);
Участие в социально-значимых проектах;
Участие в программе «Шаг в будущее»;
Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалях ученических проектов.
Предполагаемые результаты обучения.
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции. Это предполагает: освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования; стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации. Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.
Основное содержание программы. Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям: представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;  знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы обучающему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям; умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода.
Введение
Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение краеведения (изучение и познание окружающего мира).
1. Я и моя семья.
Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
Я, мое имя, его значение. С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). Моя дорога в школу. Наш домашний зоопарк. Мои обязанности по дому. День именинника
2. Природа Красноярского края.
Цель блока: прививать любовь к природе родного края, научить бережному отношению к окружающему миру.
«Природа родного края». Основные породы деревьев парков и окрестных лесов города. Знакомство с «Красной книгой» края. История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные края.
3. Мой район.
Цель блока: воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего малой родины.
История школы. Традиции школы. Название города. Возникновение , время образования, геральдика. Улицы города. Памятники и исторические здания
4. Наш красноярский край.
Цель блока: изучить основные понятия , воспитывать чувство толерантности к различным народам, населяющим родной край, познакомить с традициями и бытом коренных народов.
Понятие о городе как о составной части России. Ознакомление с названием, гербом, флагом, гимном. Пословицы, поговорки, сказки и загадки народов края.
Традиционные занятия.
Тематическое планирование для 1 класса

№ п/п Тема Содержание теоретической части
1 Введение. Цели и задачи курса.
2 Край, где я живу
3 Что такое семья? Понятие «семья».
4 Дружная семья Кроссворд
5 «Дорожите именем своим». Тайны наших имён. Что такое имя? Разнообразие и значение наших имен.
6  Проект. Сообщение «Происхождение моего имени»
5 Моя фамилия. Корни фамилии.
6 Заключительное занятие по теме «Я и моя семья». Конкурс рисунков «Моя семья»
Составление генеалогического древа семьи
7 Многообразие растительного мира Красноярья.
8 Животный и растительный мир Красноярья Создание газеты «Животный мир Красноярья».
9 Красная книга Красноярья
9 Сезонные изменения в природе Путешествие в Красноярский зимний лес
10 Игровая программа «В гостях у зимушки — зимы» Игровая программа
11 Проект
Животные, под охраной закона. Создание газеты «Красная книга Красноярья»
12 Травы Красноярья Разнообразие трав. Создание альбома лекарственных трав
13 Зеленая аптека Красноярья Проект «Зеленая аптека Красноярья»
14 Посещение городского краеведческого музея
Сочинение — отчет
15 Начало пути… История школы. Конкурс рисунков «Мой дом – моя школа»
16 Поселок Красный Яр Основные вехи развития поселка Красный Яр. История появления
17 Мои земляки – герои и участники Великой Отечественной войны Творческий отчет «Что мы знаем и помним?»
18 Мои земляки. Создание «Аллеи славы». Проект «Ими гордится Красноярск» Сочинение – отчет «Герои живут рядом»
19 Край, в котором я живу. Проект  Составление викторины, выставка рисунков «Край, мой любимый
20 Герб, флаг Знакомство с символами города Красноярска кроссворд
21 «Здравствуй, край …»    Литературный вечер Литературный вечер
22 Сказки народов Севера – кладец мудрости. Особенности северной сказки. Чему учат сказки Севера.
23 Загадки народов Севера Чтение и обсуждение сказок.
24 Пословицы и поговорки народов как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта Особенности загадок
Особенности пословиц и поговорок народов севера, непосредственная связь с природой, нравственное начало. Проект Сбор пословиц и поговорок, оформление буклета «Устное народное творчество народов Красноярья»
25 Фольклорные праздник (Медвежий праздник) Медвежий праздник. Вороний праздник
26 Фольклорные праздник (Вороний праздник) Сюжетно-ролевая игра
27 Быт народов Севера. Основные занятия. Игры.
28 Одежда народов Севера Кроссворд, ребусы
29 Как одеваются коренные народы. Проект Конкурс рисунков
30 Красноярский лес весной Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес.
31 Что дает нам лес Создание газеты
32 Обобщающий урок.
33 Игровая программа «Знаток Красноярска»

Итого: 33 занятия.  К концу первого года обучения обучающиеся должны:
Знать: замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места; героев северных сказок, изменения в природе родного края, происходящие по временам года, основные виды деревьев лесов; 3-5 лекарственных растений; ядовитые растения;
основных обитателей окрестных лесов; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.
Уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить увиденное в рассказе, рисунке.
Тематическое планирование для 2 класса

№ п/п Тема Содержание теоретической части Практическая часть
1 Мой дом – Красный Яр Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, поселок – её часть.
2 «Край, в котором мы живем» Географическое расположение, климатические особенности викторина.
3 Мир природы
«хвойные и лиственные деревья»
деревья Кроссворд
4 Проект «Хозяева тайги» Выставка рисунков
Проект « Символы, образы края» Сообщение «о символике края»
5 Растительный мир округа Красный Яр Особенности растительного мира поселка Экскурсия по экологической тропе
6 Экскурсия в зал этнографии в краеведческом музее Рассказ сотрудников музея о жизни и быте народов Составление генеалогического древа семьи
7 Место на карте
8 Дата основания города проект Важные даты в истории развития поселка Составление календаря знаменательных событий
9 Иллюстрация гербов городов округа Гербы и символы Изготовление с детьми и родителями гербов городов
10 «Символика города» Символы Выставка рисунков «Каким может быть герб района»
11 Социальный мир района Жители района Игра «Поиграем в экономику»
12 Люди различных национальностей нашего района Жители района Выставка «национальный костюм»
13  Начало проекта «Я и мой поселок «Водники» Люди, оказавшие большое значение для поселка Встреча людьми – первооткрывателями п. Красный Яр
14 «Все профессии важны, все профессии нужны».
Проект « Профессии поселка» Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны»
15 Природный мир.
16 Искусство в поселке Развитие традиций искусства Встреча с людьми искусства
17 Что читают красноярцы?! Красноярская библиотека Экскурсия в библиотеку
18 «Конкурс знатоков родного края» История, важные даты и вехи поселка Игра
19 Имя в истории.
Проект
История появления названий улиц
20 Составление альманаха «Где моя улица, где мой дом»
21 «Я и мой город»
Защита ученических проектов
Проект «Каким я вижу город»
22 Веб квест  Великая Отечественная война
23 Как это было… Красный Яр в годы войны Сочинение «Мой прадедушка герой»
24 Мы – помним! История появления памятника погибшим Экскурсия к мемориал «Павшим в годы ВОВ»
25 Начало пути… История образования на Красного Яра Создание газеты о школе
26 Школьная жизнь Традиции нашей школы экскурсия
27 Я – ученик моей школы.
Проект Достижения школы, значение её в жизни учащихся
28 Природа Красного Яра весной Погодные условия Календарь погоды поселка
29 «Лекарственные растения нашего поселка»
2ч. Лекарственные растения, прорастающие на территории нашего поселка Оформление пособия «Лекарственные растения нашего поселка»
30 Личное портфолио
31 Городок в любое время года Природа поселка во все времена года Создание буклета
32 Мой поселок
Конкурс рисунков «Мой поселок родной»
33 «Знай и люби вою малую Родину» Итоговое занятие по всем разделам Конкурс знатоков

+ 1 ч. Резервного времени.  Итого: 34 занятия.
По окончанию второго года обучения обучающиеся должны Знать: Краткие сведения об истории поселка, округа; Основные традиции школы; Различать символику Красноярска; Название близлежащих улиц; Стихи, произведения искусства местных поэтов писателей.
Уметь: Составлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути следования к школе»; Правила безопасности в природе и на улицах поселка; Уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей
.Тематическое планирование для 3 класса

№ п/п Тема Содержание теоретической части Практическая часть
1 Красноярский район История создания района
2 Точка на карте Месторасположение на карте Работа с картой
3 Вехи истории.
4 Проект Основные даты развития Красноярского района Газета «Дата – событие»
5 Символика Красноярского района Основные символы и гербы поселений Красноярского района Создание герба района
6 Климат Климатические условия Красноярского района Создание календаря наблюдений за погодой
7 Экскурсия в природу Растительный мир Красноярского района
8 Звери, обитающие на территории нашего района Животный мир района кроссворд
9 Викторина
10 Рыбное богатство
11 Охрана рыбных богатств Создание газеты «Рыбное разнообразие Красноярского района»
12 Охраняемые виды живого Растения, животные Красноярского района, занесенные в Красную книгу
13 Заповедные места
14 Национальное разнообразие Многообразие национальностей, проживающих на территории Красноярского района викторина
15 Коренные народы Красноярского края. Быт коренных народов на территории Красноярского района
16 Нефть – наше богатство Значение открытия нефти для развития района викторина
17 Все профессии района Профессии работников Красноярского края
18 Предприятия района Сочинение «Кем работают мои родители?»
19 Основные предприятия Красноярского района Конкурс рисунков
20 Что дает наш район округу? Значение Красноярского района Сочинение «Чем я помогу, когда вырасту району»
21 Богатство талантов Писатели, художники родного района Конкурс
22 Они создали историю…
23 Вклад различных людей в историю района Встреча со знаменитыми людьми района
24 «Эхо войны» Красноярский район в годы войны Создание газеты «Аллея славы»
25 Памятники Красноярского района Основные памятники Красноярского района, павшим воинам Посещение мемориала
26 Начало пути… История появления образования на территории красноярского района Буклет школы «Школы Красноярского района»
27 Святые места…проект
28 История появления святых мест на территории района Создание макета.
29  район весной Экскурсия по тропе природы
30 Памятные места Красноярского района Памятники, административные места, хранящие историю Красноярского района Календарь памятных мест
31 Мой дом в Красноярского районе
Составление карты поселок на территории Красноярского района
32 Обобщение
Конкурс знатоков Красноярского района

+ 2 ч. Резерв.   Итого: 34 занятия
По окончанию третьего года обучения обучающиеся должны. Знать: Краткие сведения об истории района; Различать символику Красноярского района; Основные социальные объекты и достопримечательности; Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Уметь: Выказывать точку зрения, умение слушать других; Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Тематическое планирование для 4 класса

№ п/п Тема Содержание теоретической части Практическая часть
1 Мой дом —Красноярск Расположение Красноярск, описание Нахождение на карте России
2 Мой адрес -Сибирь Сочинение « Каким я вижу наш край в будущем»
3 Облик родной земли Описание родного края в различных произведениях Собрание самых красочных произведений о крае.
4 Творческий отчет
5 Река Енисей – многогранная и незабываемая Река Енисей. Протяженность основные притоки. Конкурс рисунков
6 Проект .Река кормилица Основное «население» Енисея Составление буклеты
7 Приглашаем в путешествие по реке Стихи и проза . Мифы и легенды Сочинение «Батюшка -Енисей»
8 Мой дом на карте России История заселения Красноярска Сообщения о первооткрывателях
9 Приключение двуглавого орла История появления государственного герба Конкурс рисунков
10 Символ родной земли Гимн и флаг
11 Геральдика Красноярска Наука геральдика. Гербы городов Красноярска. История их появления Сочинение «Какие события в судьбе города, служат поводом для гордости?»
12 « В некотором царстве в некотором государстве…».
13 Странные герои веселых северных сказок. Умные сказки. Небылицы Конкурс иллюстраций к сказкам народов Севера. Составление книжки собственных сказок.
14 Народная мудрость Красноярска края Быт и традиции. Основные занятия. Творческая работа по созданию орудия быта
15 Пословицы и поговорки народов Севера Пословицы народов Севера. Синонимичные с другими народами Конкурс сочинений сказок или историй с использованием пословиц или поговорок.
16 Медвежий праздник Сюжетно – ролевые игры.
17 Фольклорные праздник (Вороний праздник) Вороний праздник
18 Игры народов ханты и манси.
19 Проект .
20 Разнообразие хантыйских игр Составление игр для других классов
21 Конкурс на считалку для проведения игры
22 Красноярский лес весной Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес.
23 Многообразие растительного мира Красноярска. Животный и растительный мир Красноярска
24 Многообразие животного мира Красноярска Создание газеты «Живой мир Красноярск»
25 Животный и растительный мир Красноярска Игровая программа
26 Красная книга Красноярска
28 Мой дом. «История малой Родины» сочинение
29 Моя Семья Генеалогическое древо семьи
30 Обобщение Конкурс знатоков родного края. Вручение дипломов.
+ 2 ч. Резерв

Итого: 33 занятия. По окончанию четвертого года обучения обучающиеся должны Знать: Общие сведения об истории поселка, района, округа; Различать символику Красноярского района; Основные социальные объекты и достопримечательности; Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Уметь: Выказывать точку зрения, умение слушать других; Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Этапы педагогического контроля
Целью педагогического контроля является оценка знаний и умений, обучающихся на различных ступенях освоения программы, коррекция программы в соответствии с изменением условий и характера обучения.
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы курса «Край, в котором ты живёшь» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной, духовной жизни своей страны;
формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Метапредметные результаты:
-способность принимать для решения задач умственные операции;
-владение способами организации, планирования различных видов деятельности (поисковой,исследовательской, творческой);
-воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
-соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи;
-анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах. Сравнивать главную мысль реалистических, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;
-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
-создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя;
-описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи;
-высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
-оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей;
-работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности

Предмет Содержание учебной  дисциплины Содержание программы «Наш красноярский край»
Литературное чтение Устное народное творчество. Подбор пословиц, поговорок.

 

Описание родного края в различных произведениях.
Окружающий мир Красноярский лес. Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес.

 

Многообразие животного мира Красноярска.
Животный и растительный мир Красноярска
Красная книга Красноярского края
Технология От замысла к результату.
Технологические операции.
Творческие работы « Мой Красноярск»
Изобразительное искусство Мир фантазии Мир эмоции и чувств. Выставка рисунков « Мой любимый Красноярск»
Музыка Выразительность музыкальной интонации. Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций.