ТЕХНОЛОГИЯ

Пояснительная записка
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального общего образования», базисным учебным планом, ООП НОО и учебным планом МБОУ СШ №78, и авторскими программами  Н.И. Роговцевой «Технология» и Т.М. Геронимус «Маленький мастер» (УМК  «Школа России»).
Программа разработана на основе Федерального государственного обра­зовательного стандарта начального общего образования. Концепции духов­но-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
XXI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают всё большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с началь­ной школы.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у обучающихся картину мира с технологической направлен­ностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методи­ческом наполнении данный предмет может стать опорным для формирова­ния системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов реше­ния, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции техноло­гично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последова­тельности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать пра­вилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную на­правленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о тех­нологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к тех­нической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информа­ции, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством об­щего развития ребёнка, становления социально значимых личностных ка­честв, а также формирования системы специальных технологических и уни­версальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
-приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
-приобретение первоначального опыта практической преобразователь­ной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, техни­ко-технологическими умениями и проектной деятельностью;
-формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Теоретической основой данной программы являются:
-системно-деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает пере­ход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирова­ние психических действий субъекта из внешних, материальных (материали­зованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.):
-теория развития личности учащегося на основе освоения универсаль­ных способов деятельности  понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструменталь­ную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Основные задачи курса:
-духовно-нравственное развитие обучающихся; освоение нравственно-эти­ческого и социально-исторического опыта человечества, отражённого в ма­териальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к со­циальному миру и миру природы через формирование позитивного отноше­ния к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
-формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
-формирование целостной картины мира (образа мира) на основе по­знания мира через осмысление духовно-психологического содержания пред­метного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудо­вых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления из­делий в проектной деятельности;
-развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любо­знательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мо­тивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
-формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
-внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, плани­рование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку:
-умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретичес­кие знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предме­та «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
-коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятель­ности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому ре­шению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
-первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической до­кументацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техни­ки безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места:
-первоначальных умений поиска необходимой информации в различ­ных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
-творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Общая характеристика предмета
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изуче­ние начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осу­ществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирова­ние конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процес­се работы с технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных раз­делов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения пред­мету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает обучающимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению про­екта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при вы­полнении которых обучающихся:
-знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые ма­териалы и инструменты;
-овладевают отдельными технологическими операциями (способами ра­боты) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
-знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
-знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при вы­полнении работы:
-учатся экономно расходовать материалы;
-осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятель­ность);
-учатся преимущественно конструкторской деятельности;
-знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусс­тво»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства ху­дожественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьни­ки осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометричес­кими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельно­сти в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информа­тика».
При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с обра­зовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии тех­нических образов рассматривается культурно-исторический справочный ма­териал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анали­зируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и об­ществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность со­держания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их ини­циативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формиру­ют у обучающихся умения ставить и принимать задачу, планировать последова­тельность действий и выбирать необходимые средства и способы их выпол­нения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятель­ности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития лич­ности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформи­ровать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружаю­щим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурны­ми традициями, активное изучение образов и конструкций природных объ­ектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружа­ющего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и ли­тературного чтения.
При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изго­товления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — со­зидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в про­грамме рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способ­ствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультур­ных традиций в деятельности человека также связано с содержанием пред­мета «Окружающий мир».
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образователь­ный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуаль­ного, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья обучающихся
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч — в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч — во 2-4 классах (34 учебные недели в каждом классе).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Результаты изучения курса
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих резуль­татов.
Личностные результаты
1.Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российс­кий народ и историю России.
2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие моти­вов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступ­ки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в раз­ных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8.Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1.Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового харак­тера.
3.Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учеб­ные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реали­зации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4.Использование знаково-символических средств представления инфор­мации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем реше­ния учебных и практических задач.
5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, об­работки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью кла­виатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величи­ны и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и вы­ступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое вы­сказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обоб­щения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к из­вестным понятиям.
8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возмож­ность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку собы­тий.
9.Овладение базовыми предметными и межпредметны.ми понятиями, от­ражающими существенные связи и отношения между объектами и процес­сами.
Предметные результаты
1.Получение первоначальных представлений о созидательном и нрав­ственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
2.Формирование первоначальных представлений о материальной культу­ре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
3.Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологически­ми приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безо­пасности.
4.Использование приобретённых знаний и умений для творческого ре­шения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизай­нерских), технологических и организационных задач.
5.Приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6.Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предмет­ной информационной среды и умения применять их для выполнения учеб­но-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание курса
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внеш­него вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия этих народов.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырье­вых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида ра­боты, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабо­чем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. От­бор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её ис­пользование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение соци­альных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и офор­мление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлек­сия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивиду­альных проектов. Культура межличностных отношений в совместной дея­тельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными рас­тениями. Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элемен­тарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материа­лов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художествен­ными и конструктивными свойствами, использование соответствующих спо­собов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание на­званий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической до­кументации
(технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и на­значения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, тра­фарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.).отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, апплика­ция и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эс­киз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение услов­ных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (со­ответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению из­делия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработ­ки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурно­го письма, пользование мышью, использование простейших средств тексто­вого редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым сло­вам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на элек­тронных носителях (СО). Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание не­большого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
1 класс (33 ч)
Давайте познакомимся (3ч)
-Как работать с учебником (1 ч)
-Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обо­значениями, критериями оценки изделия по разным основа­ниям.
-Я и мои друзья Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочте­ний и заполнение анкеты
Материалы и инструменты (1 ч)
-Знакомство с понятиями: материалы, инструменты.
-Организация рабочего места
-Рабочее   место.   Подготовка  рабочего  места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места.
Что такое технология (1 ч)
-Знакомство со значением слова «технология» (названия пред­мета и процесса изготовления изделия). Осмысление освоен­ных умений. Понятие: технология
Человек и земля (21ч)
-Природный материал (1 ч) Виды природных материалов. Подготовка природных матери­алов к работе, приёмы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материа­ла. Выполнение аппликации по заданному образцу. Понятия: аппликация, пресс, природные материалы, план вы­полнения работы.
-Изделие: «Аппликация из листьев».
-Пластилин (2 ч)
-Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, исполь­зуемые при работе с пластилином. Приёмы работы с пласти­лином.
-Выполнение аппликации из пластилина. Использование руб­рики «Вопросы юного технолога» для организации своей дея­тельности и её рефлексии.
-Понятия: эскиз, сборка.
-Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».
Изготовление изделия из природного материала (1 ч) с использова­нием техники соединения пластилином. Составление темати­ческой композиции.
-Понятие: композиция. Изделие: «Мудрая сова»
Растения (2 ч)
-Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями, связанными с земледе­лием. Получение и сушка семян.
-Понятие: земледелие: Изделие: «Получение и сушка семян»
Проект «Осенний урожай» (1 ч)
-Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне). Использование рубрики «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности. Приобретение пер­вичных навыков работы над проектом под руководством учи­теля. Отработка приёмов работы с пластилином, навыков ис­пользования инструментов.
-Понятие: проект. Изделие: «Овощи из пластилина»
Бумага (1 ч)
Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приёмы и спосо­бы работы с бумагой. Правила безопасной работы ножница­ми. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей изделия при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фи­гур.
Знакомство с использованием бумаги и правилами экономно­го её расходования. Понятия: шаблон, симметрия, правила безопасной работы. Изделия:«Волшебные фигуры»,   «Закладка из бумаги»
Насекомые (1 ч)
-Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчёл. Составление плана изго­товления изделия по образцу на слайдах. Изготовление изде­лия из различных материалов (природные, бросовые материа­лы, пластилин, краски). Изделие: «Пчёлы и соты»
Дикие животные (1 ч)
-Виды диких животных. Знакомство с техникой коллажа. Изго­товление аппликации из журнальных вырезок в технике кол­лажа. Знакомство с правилами работы в паре.
Пластилин (3 ч)
Домашние животные. Посуда из пластилина. Проект «Чайный сервиз».
Работа с картоном (2 ч)
Свет в доме. «Торшер». Мебель. «Стул».
Работа с бумагой (1 ч)
Проект «Украшаем класс к новому году».
Работа с тканью (5 ч)
Одежда, ткань, нитки. «Кукла из ниток». Учимся шить. «Строчка прямых стежков». «Строчка стежков с перевивом». «Закладка с вышивкой». Пришивание пуговиц с двумя отверстиями. Словарик «Медвежонок».
Человек и вода (3 ч)
Вода в жизни человека и растений. Проращивание семян. Передвижение по воде. Оригами «Кораблик». «Плот».
Человек и воздух (3 ч)
Использование ветра. «Вертушка». Полеты птиц. «Попугай». Полеты человека. Макет парашюта.
Человек и информация (3 ч)
Способы сообщения. «Зашифрованное письмо». Правила движения. Важные телефонные номера. Компьютер. Как найти информацию?
2 класс (34 ч)
1 четверть (8 ч):
-Аппликация из целых и рассеченных листьев на картоне.
-Объемные игрушки из природных материалов.
-Композиции из семян.
-Складная коробка для отходов.
-Оригами. “Лебедь и утка”. “Цветы”.
-Обрывная аппликация “Дельфин”.
-Объемная аппликация “Рыбка”.
-Мозаика из обрывных кусочков.
2 четверть (8 ч):
-Аппликация из геометрических фигур “Ежик”.
-Объемная аппликация “Аквариум”.
-Аппликация с использованием симметричных изображений.
-Игрушки из бумажных полосок.
-Елочная подвеска из гнутых полос.
-Объемные ребристые игрушки из повторяющихся деталей.
-Новогодние подвески из конуса.
-Композиция на тему “Мастерская Деда Мороза”.
3 четверть (10 ч):
-Швы: “вперед иголку”, “стебельчатый”.
-Салфетка, вышитая стебельчатым швом.
-Швы: “вперед иголку”, “через край”.
-Однослойная прихватка.
-Однослойная прихватка (отделка работы).
-Мартинички – человечки из ниток.
-Мартинички – человечки из ниток (декор работы).
-Куколки-головки из целой яичной скорлупы.
-Пасхальные сувениры из скорлупы.
-Праздничная открытка “Зайчик”.
4 четверть (8 ч):
-Игрушки из спичечных коробков.
-Игрушки из спаренных спичечных коробков.
-Игрушки из “киндер-сюрпризов”.
-Изготовление записной книжки.
-Декоративная отделка записной книжки.
-Пришивание пуговиц. Панно на основе пришитых пуговиц.
-Творческая работа “Художественные образцы из готовых форм” (2 ч).
3 класс
1 четверть (8 ч):
-Приемы складывания коробки с крышкой. Складная “коробка-матрешка”.
-Правила приклеивания и сушки листовых природных материалов. Настенное панно из листьев “Каркуша”.
-Соотношение окраски лицевой и изнаночной поверхностей. Аппликация “Букет”.
-Разновидности плоских мозаичных аппликаций.
-“Прищипанные” аппликации. Приемы отрывания и наклеивания “лепестков” аппликации.
-Выпуклые аппликации. Поздравительная открытка с объемными цветами. Разметка на глаз.
-Прорезная (ажурная закладка). Правила чтения эскиза.
-Приемы разметки одинаковых деталей на складной заготовке. Изделие “Друзья на празднике”.
2 четверть (8 ч):
-Елочная подвеска “Фонтанчик”.
-Правила разметки циркулем. Приемы склеивания конуса. Елочная подвеска “Колокольчик”.
-Приемы разметки по линейке и угольнику. Елочная подвеска “Жар-птица”.
-Особенности операции нарезания сложенной вдвое заготовки. Приемы разметки по линейке.
-Прямоугольные прорезные изделия. Ажурный фонарик.
-Ажурная гирлянда.
-Прием фигурного обтягивания круга нитью по зубчатому краю. Елочная подвеска “Зимнее солнышко”.
-Правила вырезания заготовки по внутреннему контуру. “Полумаска” с кружевами.
3 четверть (10 ч):
-Деление круга на секторы складыванием. Приемы склеивания дугообразного края в фунтик.
-Изделия из рассеченных кругов. “Цветок-булавочница”. “Ежик”.
-Петельный шов.
-Приемы вырезания деталей с отверстием внутри. Игольница в форме сердечка.
-Происхождение шерстяных тканей, их свойства.
-Приемы пришивания пуговиц в прокол.
-Работа с текстильными материалами. Грелка на чайник.
-Разметка на полимерных материалах. Мартишоры “Цветы из кругов”.
-Приемы использования обрезков старых ниток. Колобок из помпона.
-Изгибание заготовки в двух плоскостях. “Лепестковые цветы”.
4 четверть (8 ч):
-Приемы использования старых обрезков цветной бумаги. “Веселые струйки”.
-Игрушки из нитяного ажурного кокона. Технология изготовления ажурного нитяного кокона. Отделка кокона бумажными деталями.
Практика работы на компьютере (6 ч):
Знакомство с компьютером. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Экскурсия в компьютерный класс.
-Основные устройства компьютера: монитор, системный блок, клавиатура, мышь.
-Включение и выключение компьютера. Рабочий стол на экране компьютера. Практическая работа.
-Запуск программы. Завершение выполнения программы. Практическая работа. Компьютерная графика. Графические редакторы.
-Основные операции при рисовании. Практическая работа.
-Создание рисунков. Практическая работа.
-Компьютерная анимация. Компьютерное проектирование.
4 класс
1 четверть (8 ч):
-Объемные игрушки из природных материалов: “Райская птичка”, “Папа и сыночек”, “На отдыхе”, “Лесные строители”.
-Игрушки из нескольких помпонов. Связывание нескольких помпонов в цепочку. “Совенок”. Жесткое соединение помпонов шпилькой.
-Ребристая упаковка для объемного подарка “Секретик”. Деление окружности на три части циркулем.
-Приемы склеивания части круга в конус. “Лягушонок-озорник” из бумажных конусов.
-Фигурки из бумажных салфеток: “Лилия”, “Шляпа кардинала”, “Королевская мантия”.
-Выпуклые плетеные изделия. Плетеный браслет.
-Приемы склеивания кожаных и текстильных деталей. “Сумочка-сюрпризница”.
-Переплетные работы. Конструктивные элементы книги. Устройство составной переплетной крышки. “Папочка-игольница”.
2 четверть (8 ч):
-Виды текстильных материалов: ткань, нитки, тесьма, лента. Швы.
-Однослойная прихватка. Декоративная отделка изделия.
-Елочное украшение “Складная звезда”.
-Елочная подвеска “Золотая рыбка”.
-Приемы деления круга на четыре части складыванием. Приемы склеивания конусов.
-Подвеска из конусов “Петрушка”.
-Правила изготовления ажурного нитяного кокона. Приемы отделки коконов.
-Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона “Сова”.
3 четверть (10 ч):
-Приемы подвижного соединения деталей. Динамическая игрушка “Зайчик-попрыгунчик”.
-Динамическая игрушка “Зайчик-попрыгунчик”. Декоративная отделка изделия.
-Нитяной кокон. Приемы разрезания кокона пополам, уплощения отдельных участков.
-Конфетница из половины нитяного ажурного кокона.
-Работа с искусственной кожей. Кожаный брелок для ключей.
-Работа с картоном, бумагой и лентой. Подвес для прищепок “Обезьянка”.
-Подвес для прищепок “Обезьянка”. Декоративная отделка изделия.
-Работа с текстильными материалами. Ремонт одежды. Штопка.
-Фигурки из пенопласта на подвижном подвесе “Лебединое озеро”.
-Пенопластовые фигурки “Лебединое озеро”. Декоративная отделка изделия.
4 четверть (8 ч):
-Основные устройства компьютера. Правила поведения в компьютерном классе. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Практическая работа.
-Файлы и папки (каталоги). Операции с файлами и папками. Практическая работа.
-Компьютерное письмо. Правила клавиатурного письма. Практическая работа.
-Операции при создании текстов. Практическая работа.
-Оформление текстов. Практическая работа. Создание печатных публикаций.
-Иллюстрации, схемы и таблицы в публикациях. Практическая работа.
-Создание электронных публикаций.
Поиск информации. Поисковые системы. Поисковые запросы. Сохранение результатов поиска.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности и планируемыми результатами изучения учебного предмета.
Распределение основного содержания по классам и темам, основные виды учебной деятельности и планируемые результаты представлены в тематическом планировании по технологии.
-Тематическое планирование по технологии 1 класс.
-Тематическое планирование по технологии 2 класс.
-Тематическое планирование по технологии 3 класс.
-Тематическое планирование по технологии 4 класс.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
В 1 классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Лучшие работы обучающихся хранятся в портфолио.
Используется «Алгоритм самооценки». В первом классе алгоритм состоит из 4 вопросов:
1.Какое было дано задание? (Учимся вспоминать цель работы)
2.Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
3.Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)
4.Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)
Во 2-4 классах отметки выставляются по пятибалльной шкале. В конце  урока проводится выставка и обсуждение творческих работ обучающихся. Раз в год обучающиеся по желанию принимают участие в выставке декоративно-прикладного творчества на школьном и муниципальном уровнях.
Особенности организации контроля по технологии
Контроль за уровнем достижений обучающихся по технологии проводится в форме устной оценки за выполненную работу. Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» нет. Итоговая четвертная (годовая) оценка складывается из учета текущих отметок.
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий
-Четкость, полнота и правильность ответа.
-Соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцам.
-Аккуратность выполнения изделия, экономность в использовании средств.
-Целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесение творческих элементов в изделие.
-В заданиях проектного характера умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу, искать, отбирать необходимую информацию, изготавливать изделие по заданным параметрам и оформлять выступление, защищать проект.
Учёт ошибок и оценка работ
«5» — поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок,  работа выразительна и интересна.
«4» — поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
«3» — поставленные задачи выполнены частично, в работе можно обнаружить грубые ошибки.
«2» — поставленные задачи не выполнены.
Учёт уровневого подхода к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты базового уровня приводятся в блоке «Выпускник научится», планируемые результаты повышенного уровня – в блоке «Выпускник получит возможность научиться».
Общекультурные и общетрудовые компетен­ции
Основы культуры труда, самообслуживание
Выпускник научится:
-называть наиболее распространённые в своём регионе традиционные народные промыслы и ремёсла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
-понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функ­циональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
-анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректи­ровку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
-организовывать своё рабочее место в зависимости от ви­да работы, выполнять доступные действия по самообслужива­нию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
-понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, и уважать их;
-понимать особенности проектной деятельности, осу­ществлять под руководством учителя элементарную про­ектную деятельность в малых группах: разрабатывать за­мысел, искать пути его реализации, воплощать его в про­дукте, демонстрировать   готовый   продукт    (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Выпускник научится:
-на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художест­венным и конструктивным свойствам в соответствии с по­ставленной задачей;
-отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоен­ных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выде­лении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке из­делия; экономно расходовать используемые материалы;
-применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими   (ножницы)   и   колющими   (швейная игла);
-выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавли­вать плоскостные и объёмные изделия по простейшим черте­жам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
-прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
-анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
-решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на до­страивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
-изготавливать несложные конструкции изделий по ри­сунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступ­ным заданным условиям.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
-соотносить объёмную конструкцию,  основанную на правильных геометрических формах,  с изображениями их развёрток;
-создавать мысленный образ конструкции с целью ре­шения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Выпускник научится:
-соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться пер­сональным компьютером для воспроизведения и поиска не­обходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
-использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
-создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера, программы Word и Power Point.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
-пользоваться доступными приёмами работы с гото­вой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными спосо­бами её получения, хранения, переработки.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Учебники
1.Геронимус Т.М. Технология. Маленький мастер: Учебник: 1 класс.
2.Геронимус Т.М. Технология. Маленький мастер: Учебник: 2 класс.
3.Геронимус Т.М. Технология. Маленький мастер: Учебник: 3 класс.
4.Геронимус Т.М. Технология. Маленький мастер: Учебник: 4 класс.
Методические пособия
Павлова О.В. Технологические карты уроков по учебнику Т.М. Геронимус «Технология. Маленький мастер», 2012.
Технические средства обучения.
1.Классная магнитная доска.
2.Компьютер.
3.Принтер лазерный.
4.Мультимедийная установка, интерактивная доска.
5.Аудиоцентр.
Экранно-звуковые пособия.
Мультимедийные (образовательные) ресурсы, соответствующие содержанию обучения:
1.Интерактивное учебное пособие «Окружающий мир. 1-4 классы, ч.1,2» (серия «Наглядная школа»).
2.Мультимедийные (образовательные) ресурсы, соответствующие содержанию обучения: Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/).