УМК » Школа России»
Пояснительная записка
к системе учебников «Школа России» (для 1-4 классов общеобразовательных учреждений), обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Система учебников «Школа России» представляет собой ядро целостной и сконструированной на основе единых методологических и методических принципов информационно-образовательной среды для начальной школы, позволяющей реализовывать на практике важнейшее положение ФГОС — «эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».
Подтверждением вышесказанного служит следующее:
Методическое по всем предметным областям учебного плана ФГОС.
Методическая оболочка системы учебников представлена рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, книгами для чтения, многоплановыми методическими пособиями, высококачественными комплектами демонстрационных таблиц к предметным линиям УМК, различными мультимедийными приложениями (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD- ROM диски и др.), интернет поддержкой и пр
Система навигации, позволяющая ученику ориентироваться как внутри каждого учебника, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации.
Другая отличительная черта системы учебников «Школа России», как важнейшего компонента информационно-образовательной среды для начальной школы — специально разработанная
Состав системы учебников «Школа России»
В систему учебников «Школа России» входят следующие завершенные предметные линии:
-Завершенная предметная линия учебников «Русский язык»:
-Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.
Азбука. 1 класс в 2-х ч.
-Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс.
-Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс в 2-х частях
-Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс в 2-х частях
-Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс в 2-х частях
Завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение»:
-Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Литературное чтение. 1 класс в 2-х частях
-Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Литературное чтение. 2 класс в 2-х частях
-Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Литературное чтение. 3 класс в 2-х частях
-Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Литературное чтение. 4 класс в 2-х частях
Завершенная предметная линия учебников «Математика»:
-Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. 1 кл. в 2-х частях
-Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 2 кл. в 2-х частях
-Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 3 кл. в 2-х частях
-Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 4 кл. в 2-х частях
Завершенная предметная линия учебников «Окружающий мир»:
-Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 кл. в 2-х частях
-Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 кл. в 2-х частях
-Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 кл. в 2-х частях
-Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 кл. в 2-х частях
Завершенная предметная линия учебников «Технология»:
-Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. 1 кл.
-Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В.
Технология. 2 кл.
-Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В.
Технология. 3 кл.
-Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. и др.
Технология. 4 кл.
Завершенная предметная линия учебников «Изобразительное искусство»:
-Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.).
Изобразительное искусство. 1 кл.
-Коротеева Е.И. (под ред. Неменского Б.М.).
Изобразительное искусство. 2 кл.
-Горяева Н.А. (под ред. Неменского Б.М.).
-Изобразительное искусство. 3 кл.
-Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.).
Изобразительное искусство. 4 кл.
Ведущие целевые установки системы учебников «Школа России»
Система учебников «Школа России» построена таким образом, что все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС и способствуют:
1.Реализации идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
2.Достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться.
Организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода.
Реализация идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в системе учебников «Школа России»
В содержание системы учебников «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно¬нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа России» реализуется различными средствами.
Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Дети, обучающиеся по системе учебников «Школа России» знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.
Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.
В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.
В этой связи, важное место в системе учебников «Школа России» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в систему учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.