ВОЛШЕБНЫЙ МИР ИСКУССТВА
Пояснительная записка
К искусству нет готового пути.
Будь небосвод и море только сини,
Ты мог бы небо с морем в магазине,
Где краски продают, приобрести.
С. Я. Маршак.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир искусства» составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по УМК «Школа России» и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
-Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
-Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
-Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий, творческих работ мастеров происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Обучающиеся фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа «Волшебный мир искусства» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду — приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цели программы:
1.Развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2.Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3.Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.
Задачи:
-развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
-освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
-овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
-воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6-11 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Срок реализации программы 4 года. Работа по программе рассчитана на 135 часов и предусматривает следующее распределение: 1 год обучения — 33 часа (1ч. в неделю), 2 год обучения – 34 часа (1ч. в неделю), 3 год обучения -34 часа (1ч. в неделю), 4 год обучения – 34 часа (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся получат возможность:
-допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-владеть монологической и диалогической формой речи.
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей);обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
-Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские,творческие способности, сформировать познавательные интересы;
-Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения, с новыми технологическими приемами различных материалов;
-Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
-Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
-Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
-Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
-Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
-Достичь оптимального для каждого уровня развития;
-Сформировать систему универсальных учебных действий;
-Сформировать навыки работы с информацией.
Предметными результатами являются доступные по возрасту начальные сведения о техниках, технологиях, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Оценка результатов образовательной деятельности
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах, выставки класса и школы. Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе, являются выставки работ обучающихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Сравнивая свою модель , обучающийся наглядно видит преимущества,ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования, декоративное решение работ развивает художественное мышление ,творческие способности детей (воображение, художественный вкус).