ЗДОРОВЕЙКА

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Здоровейка» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации учителями начальных классов,  занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет, составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю:  1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год. Программа внеурочной деятельности «Здоровейка» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
-формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
-развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
-обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование:
1)представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
2)навыков конструктивного общения;
3)потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Обучение:
1) осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
2) правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
3) элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
4) упражнениям сохранения зрения.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
1)становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
2)формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
3)духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
4)укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»  является формирование следующих умений:
1.Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
2.В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» — является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2.Проговаривать последовательность действий на уроке.
3.Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
4.Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
5.Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
6.Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
1.Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
2.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
3.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
4.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
5.Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
1.Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
2.Слушать и понимать речь других.
3.Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
4.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
5.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
6.Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
1)осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
2)социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Раздел 1  Введение  «Вот мы и в школе».(16 ч.)
Определение   понятия   «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы,
укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.
1 класс          4 часа
Тема 1   Дорога к доброму здоровью
Тема 2   Здоровье в порядке- спасибо зарядке
Тема 3   В гостях у Мойдодыра
Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр»
Тема 4   Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» (текущий контроль-праздник)
2 класс-              4 часа
Тема 1    Что мы знаем о ЗОЖ
Тема 2    По стране Здоровейке
Тема 3    В гостях у Мойдодыра
Тема 4    Я хозяин своего здоровья(текущий контроль- КВН)
3класс –   4 часа
Тема 1    «Здоровый образ жизни, что это?»
Тема 2    Личная гигиена
Тема 3     В гостях у Мойдодыра
Тема 4     «Остров здоровья»  (текущий контроль знаний  — игра)
4 класс-            4 часа
Тема 2   «Здоровье и здоровый образ жизни» (1ч.).
Тема 3.   Правила личной гигиены(1ч)
Тема 3    Физическая активность и здоровье(1ч)
Тема 4    Как познать себя (Текущий контроль знаний –За круглым столом)
Раздел 2.   Питание и здоровье (20ч.)
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании;
о необходимости разнообразно питаться;
о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде.
1 класс – 5 часов
Тема 1    Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья помощники»
Тема 2   Культура питания. Приглашаем к чаю
Тема 3   Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться)
Тема 4   Как и чем мы питаемся
Тема 5   Красный, жёлтый, зелёный (Текущий контроль знаний- викторина)
2 класс-   5 часов
Тема 1   Правильное питание – залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь.
Тема 2   Культура питания. Этикет.
Тема 3   Спектакль «Я выбираю кашу»
Тема 4   «Что даёт нам море»
Тема 5   Светофор здорового питания (Текущий контроль знаний- викторина)
3 класс-  5 часов
Тема 1    Игра «Смак»
Тема 2    Правильное питание –залог физического и психологического здоровья
Тема 3    Вредные микробы
Тема 4    Что такое здоровая пища и как её приготовить
Тема 5    «Чудесный сундучок»Текущий контроль знаний – КВН
4  класс-     5 часов
Тема 1     Питание необходимое условие для жизни человека
Тема 2     Здоровая пища для всей семьи
Тема 3     Как питались в стародавние времена  и питание нашего времени
Тема 4     Секреты здорового питания. Рацион питания
Тема 5     «Богатырская силушка»Текущий контроль знаний –КВН
Раздел 3. Моё здоровье в моих руках( 28ч.)
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.
1 класс (7 часов)
Тема 1 Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим
Тема 2  Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим
Тема 3 Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк»
Тема 4 Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»
Тема 5 Как обезопасить свою жизнь
Тема 6 День здоровья «Мы болезнь победим быть здоровыми хотим»
Тема 7 В здоровом теле здоровый дух Текущий контроль знаний(Викторина)
2 класс (7 часов)
Тема 1 Сон и его значение для здоровья человека
Тема 2  Закаливание в домашних условиях
Тема 3 День здоровья «Будьте здоровы»
Тема 4 Иммунитет
Тема 5 Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”.
Тема 6 Спорт в жизни ребёнка.
Тема 7 Слагаемые здоровья Текущий контроль знаний- за круглым столом
3 класс (7 часов)
Тема 1 Труд и здоровье
Тема 2  Наш мозг и его волшебные действия
Тема 3 День здоровья«Хочу остаться здоровым»
Тема 4 Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья
Тема 5 Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”.
Тема 6 Экскурсия «Природа – источник здоровья»
Тема 7 «Моё здоровье в моих руках» Текущий контроль знаний-викторина
4 класс (7 часов)
Тема 1 Домашняя аптечка
Тема 2  «Мы за здоровый образ жизни»
Тема 3 Марафон «Сколько стоит твоё здоровье»
Тема 4  «Береги зрение с молоду».
Тема 5 Как избежать искривления позвоночника
Тема 6 Отдых для здоровья
Тема 7 Умеем ли мы отвечать за своё здоровье Текущий контроль знаний-викторина
Раздел 4. Я в школе и дома (36ч.)
Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
1 класс (6 часов)
Тема 1 Мой внешний вид –залог здоровья .
Тема 2 Зрение – это сила
Тема 3 Осанка – это красиво
Тема 4 Весёлые переменки
Тема 5 Здоровье и домашние задания
Тема 6 Мы весёлые ребята , быть здоровыми хотим , все болезни победим Текущий контроль знаний.
2 класс (6 часов)
Тема 1  Я и мои одноклассники
Тема 2. Почему устают глаза?
Тема 3  Гигиена позвоночника. Сколиоз
Тема 4  Шалости и травмы
Тема 5  «Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление
Тема 6  Умники и умницы Текущий контроль знаний
3 класс (6 часов)
Тема 1   Мой внешний вид –залог здоровья
Тема 2   «Доброречие»
Тема 3   Спектакль С. Преображнский «Капризка»
Тема 4   «Бесценный дар- зрение»
Тема 5    Гигиена правильной осанки
Тема 6   «Спасатели, вперёд!»Текущий контроль знаний
4 класс (6 часов)
Тема 1   «Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим»
Тема 2   «Класс не улица ребята! И запомнить это надо!»
Тема 3   Кукольный спектакль «Спеши делать добро»
Тема 4   Что такое дружба? Как дружить в школе?
Тема 5   Мода и школьные будни
Тема 6   Делу время , потехе час. Текущий контроль знаний-  игра викторина
Раздел 5. Чтоб забыть про докторов ( 16ч.)
Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор «быть здоровым».
1 класс (4 часа)
Тема 1   Хочу остаться здоровым
Тема 2.  Вкусные и полезные вкусности
Тема 3   День здоровья  «Как хорошо      здоровым быть»
Тема 4   «Как сохранять и укреплять свое здоровье» Текущий контроль знаний- круглый стол
2 класс (4 часа)
Тема 1   С. Преображенский «Огородники»
Тема 2   Как защитить себя от болезни.(Выставка рисунков)
Тема 3   День здоровья «Самый здоровый класс»
Тема 4   «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности
Текущий контроль знаний- городской конкурс «Разговор о правильном питании»
3 класс (4 часа)
Тема 1  Шарль Перро «Красная шапочка»
Тема 2  Движение это жизнь
Тема 3  День здоровья «Дальше, быстрее, выше»
Тема 4  «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности Текущий контроль знаний городской конкурс «Разговор о правильном питании»
4 класс (4 часа)
Тема 1  Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься
Тема 2  День здоровья «За здоровый образ жизни».
Тема 3  Кукольный спектакль  Преображенский «Огородники»
Тема 4  «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности Текущий контроль знаний городской конкурс «Разговор о правильном питании»
Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (15 ч.)
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование  позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.
1 класс (3 часа)
Тема 1  Моё настроение. Передай улыбку по кругу.  Выставка рисунков «Моё настроение»
Тема 2  Вредные и полезные привычки.
Тема 3  Я б в спасатели пошел” Текущий контроль знаний- ролевая игра
2 класс (4 часа)
Тема 1   Мир эмоций и чувств
Тема 2   Вредные привычки
Тема 3   «Веснянка»
Тема 4   В мире интересного. Текущий контроль знаний- Научно –практическая конференция
3 класс (4 часа)
Тема 1  Мир моих увлечений
Тема 2  Вредные привычки и их профилактика
Тема 3  Добро лучше , чем зло, зависть, жадность.
Кукольный спектакль А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Тема 4  В мире интересного. Текущий контроль знаний- Научно –практическая конференция
4 класс (4 часа)
Тема 1  Размышление о жизненном опыте
Тема 2  Вредные привычки и их профилактика
Тема 3  Школа и моё настроение
Тема 4  В мире интересного. Текущий контроль знаний- итоговая диагностика
Раздел 7. «Вот и стали мы на год  взрослей» ( 16ч.)
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
1 класс (4 часа)
Тема 1  Опасности летом (просмотр видео фильма)
Тема 2  Первая доврачебная помощь
Тема 3  Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка»
Тема 4  Чему мы научились за год. Итоговый контроль знаний- диагностика.
2 класс (4 часа)
Тема 1  Я и опасность.
Тема 2. Чем и как можно отравиться.  Кукольный спектакль А.Колобова «Красивые грибы»
Тема 3  Первая помощь при отравлении
Тема 4  Наши успехи и достижения. Итоговый   контроль знаний- диагностика
3 класс (4 часа)
Тема 1  Я и опасность.
Тема 2  Лесная аптека на службе человека
Тема 3  Игра «Не зная броду, не суйся в воду»
Тема 4  Чему мы научились и чего достигли. Итоговый контроль знаний- диагностика
4 класс (4 часа)
Тема 1   Я и опасность.
Тема 2   Игра «Мой горизонт»
Тема 3   Гордо реет флаг здоровья
Тема 4   «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни». итоговый контроль знаний- Диагностика. Составление книги  здоровья.
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу,  умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.